Горявина Инна Александровна
воспитатель
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы
Что дает развитие мелкой моторики детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
- Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома.
- Чем раньше мы начнем развивать мелкую моторику пальцев рук , тем полноценнее будет развитие ребенка.
Консультация для родителей:
«Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников» скачать
Консультация для родителей:
Развитие речи детей 3 - 4 года жизни скачать
«Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»
Некоторые советы по развитию моторики рук:
- Пальчиковые игры с пластилином. Пробуждая у детей интерес к лепке из пластилина, глины, теста, следует побуждать их создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. В процессе работы с пластическими материалами дети овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубление, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая разнообразные фигурки. Все это развивает мелкую моторику рук ребенка.
- Игры с бумагой. Такими играми можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест! А вместе со взрослым можно делать рваную аппликацию, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик и оформление открыток и картинок.
- Рисование на бумаге пальчиками, ладошками. Ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества. Учим детей самыми простыми способами получение изображений, делая отпечатки краской на бумаге пальчиками, ладошкой или печатками.
- Показ сказок пальчиками. Ребенок получает массу удовольствия, развивает воображение. Способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
- Игры с крупой очень нравятся детям, они с огромным удовольствием играют, запоминают слова и развивают мелкую моторику:
ИГРА С ГОРОШКОМ
Я крупу перебираю,
Дома я одна скучала,
Мамочке помочь хочу.
Горсть горошинок достала.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречи отличу.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу
Покрути и покатай, И другому передай.
Желательно делать ежедневно какие-либо упражнения:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки;
- делать мягкие кулачки и крепкие;
- двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить по столу»;
- показывать отдельно только один палец, затем два, далее три, четыре, пять;
- показывать отдельно только один большой палец;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальчики в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
- наматывать тонкую веревочку в цветной обмотке на катушку;
- завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик».
Сжать пальцы в кулак, затем отгибать их со словами:
- Этот пальчик хочет спать,
- Этот пальчик – прыг в кровать,
- Этот пальчик прикорнул,
- Этот пальчик уж заснул.
- Этот пальчик крепко спит.
- Встали пальчики – «Ура!
- В детский сад идти пора!»
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 4-5 лет.
1. «Шишки на тарелке» Предложите ребенку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
2. «Обведи предмет» Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. Д.. Рисование ладонями является одним из любимых детьми.Поиск образов на основе контура ладони – невероятно увлекательное, полное неожиданностей занятие. Уроки по превращению ладошки в вертолет, куропатку, пингвина, сову, лебедя и прочих забавных персонажей станут настоящим открытием и дадут толчок развитию образного мышления и фантазии.
3.«Волшебный узор» Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определенном порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.
ТЕМА: «ЗИМА»
Родителям рекомендуется:
- - побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
- вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь);
- вспомнить, как зимуют звери в лесу (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.);
- побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
- если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее, рассказать какими игрушками украшают новогоднюю елку; - во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными.
- побеседовать о зимних забавах детей (катание на санках, лыжах, игра в снежки).