Петровцева Татьяна Владимировна
учитель-логопед, группа 8
Полезно всем «дошколятам».
Рекомендую специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.
Альбомы
- Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о любом виде отдыха, спорта, о его комнате, о домашних делах, о семье, о домашних животных и т.п.
- В альбоме надо обсудить с ребенком каждую фотографию. Пусть он расскажет кто снят , что он делает, что было до и после этого.
- Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Рядом с фотографиями могут быть подписи или рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
Рассказы ребенка
- Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.
Пересказы
- Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
- Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.
Развитие мышц речевого аппарата
Что нужно делать:
- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты)
- Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква)
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка
- Чистить зубы (и десна) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса
- Полоскать рот
- Жевать боковыми зубами
- Сосать сухарики из хлеба, булки (соленые)
- Лизать мороженое, эскимо
Каким бывает недоразвитие речи?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Кроме того, эти дети часто путают с/ш, з/ж, р/л. Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.
Общее недоразвитие речи
Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющими ряд особенностей развития речи:
- Нарушения в произнесении слов (упрощения , перестановки слогов)
- Грамматические ошибки в речи
- Нарушение произношения, путаница звуков
- Меньший словарный запас, чем у сверстников
Таким детям нужно научиться правильно поизносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь.