Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Штерн Надежда Константиновна

учитель-логопед, группа 1

Штерн Надежда Константиновна

Домашние задания

Рекомендовано не игнорировать стихотворный материал, предложенный в заданиях, ведь заучивание стихов прекрасно тренирует память.
 
Важно соблюдать следующие рекомендации:
 
  • Прочитав малышу стихотворение, объясните значение непонятных слов (словарная работа). Если есть возможность, при объяснении используйте иллюстрации, картинки.
  • Затем выясните, правильно ли ребенок понял смысл стихотворения (беседа по содержанию).
  • При заучивании следует обращать внимание на соблюдении ребенком норм литературного произношения.
Для занятий рекомендую приобрести книгу Н. Э. Теремковой "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Книга поможет разнообразить занятия и избавит вас от необходимости искать картинный материал для занятий.
 
Предлагаемые задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
 
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию захвата щепотью:

  • Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
  • Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
  • Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!).

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.

Предлагаем вам еще один простой, но эффективный метод, который поможет вам в этом деле:

  • Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
  • Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.
  • Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
  • Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

Немного тренировки и терпения, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками. Скороговорка поможет правильно и красиво говорить.

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скороговорки - своеобразный тренажёр речи, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.

Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Как работать со скороговорками?

  • Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
  • Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
  • Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
  • Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  • Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  • Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
  • Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
  • Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Существуют целые подборки скороговорок, направленных на отработку определенных звуков.

Скороговорки на автоматизацию звуков [П] - [Б], [Т] - [Д]
Сказал Степан: «Пан или пропал». Пан пал, Степан пропал.

  • - Расскажите про покупки!
  • - Про какие про покупки?
  • - Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Скороговорки на автоматизацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']

  • Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
  • Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.
  • Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.
  • Скороговорк на автоматизацию звуков [Ш] - [Ж]
  • Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.
  • У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?
  • По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!
  • Скороговорки на автоматизацию звуков [Ч] - [Щ]
  • Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.
  • Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.
  • Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.
  • Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.
  • Стул около стола, стол около стула.
  • Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
  • Петя был мал и мяту мял.
  • Увидала мать – не велела мять.

Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.

  • Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
  • Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
  • Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.