Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Кольцова Людмила Анатольевна

воспитатель 2 группы

Кольцова Людмила Анатольевна

C помощью палочек Кюизенера можно освоить состав чисел. Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.
Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.
Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, дети начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет).
Также при помощи палочек можно освоить деление и умножение (в 6 – 7 лет).

Дайте детям возможность развивать ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ!

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Игра – основное занятие детей, можно сказать – это их работа.
В своей работе с детьми я применяю игры с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша, которые позволяют детям в ходе игровых ситуаций сделать первые открытия и собственные выводы.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:

  • познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • познакомить со свойствами геометрических фигур.
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
  • развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. 
  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • усвоить отношения между числами (больше — меньше). 
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. -развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. 
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша доставляют детям интеллектуальное удовольствие

Как можно играть дома.

Во-первых, существует методическое обеспечение к этим пособиям, которое можно купить в книжном магазине или в отделе (магазине) с развивающими игрушками. Вот эти альбомы

Деткам очень нравится собирать картинки из палочек и блоков.
Так же могу предложить несколько интересных игр с блоками Дьенеша.

Группы.

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

Магазин.

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Что лишнее.

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Цепочка.

Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком. Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

  • Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
  • Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
  • Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. 'Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
  • Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  • Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
  • Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
  • Раскладываем палочки по цвету, длине.
  • "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).