Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вальдман Нина Сергеевна

учитель-логопед, группа 4

Вальдман Нина Сергеевна

БЕСЕДЫ с РОДИТЕЛЯМИ

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить и говорить.

Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия:

Родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги;

Дома у ребёнка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;

Обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

Надо регулярно читать малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками.

При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;

Используйте любую возможность для общения с ребёнком, отвечайте на все вопросы о книгах, героях произведений;

Для содержательного общения с ребёнком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;

Сделайте для ребёнка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употреблённое ребёнком слово написанным на карточке;

Приобретите для ребёнка азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Для домашних занятий нужно правильно оборудовать уголок: поставить стол и стул по росту ребёнка, предусмотреть хорошее освещение; для пособий и материалов нужна полочка. В своём уголке за порядок отвечает ребёнок. Надо дать ему возможность заниматься на своём рабочем месте, когда он пожелает;

Познакомьте ребёнка с книгами, по которым вы будете с ним заниматься. Обратите внимание на иллюстрированные обложки, занимательные рисунки в книгах.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Начинайте знакомить ребёнка с буквами только при его желании; опирайтесь на несколько органов чувств и используйте в работе слух, зрение, проговаривание, движение;

Старайтесь связывать звук, букву с определённым предметом;

В комнате ребёнка может быть развешено несколько картинок, название которых начинается с изучаемой буквой;

Ребёнку легче запомнить букву и воспроизвести потом её образ, если он сначала обведёт букву пальчиком, нарисует в воздухе, покажет её пальчиками, выложит из палочек, мозаики, нарисует прутиком на снегу или песке и только потом найдёт нужную букву в кассе букв и напишет на листе бумаги карандашом;

Не торопитесь в освоении азбуки, идите от простого к сложному. В какой последовательности начинать знакомить с буквами? Начните с первой буквы алфавита и расскажите, в каких словах она живёт. Затем познакомьте ещё с несколькими гласными и согласными. При этом помните, что первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русском языке, простые по начертанию и отличающиеся графическим образом друг от друга, например, О, У, И, М, Т, К.

Не следует вводить буквы, если соответствующие звуки ребёнок неправильно произносит;

Превращайте знакомство с буквами в игру, в сказку. Используйте забавные стихи, загадки;

Постоянно неназойливо проверяйте, как запомнил ребёнок буквы. Попросите его найти знакомые буквы в заголовках газет, названиях книг, уличных вывесках, объявлениях. Чтобы убедиться в прочности навыка, предлагайте ребёнку «задания-ловушки», требующие найти ошибку, исправить букву, восстановить искажённо написанные буквы и слова;

Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы;

Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте доброжелательно, с юмором. Искренне радуйтесь даже небольшим успехам детей, не скупитесь на похвалу и награду.

Успехов вам, ребята и взрослые, в изучении азбуки!

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

1. Развивать у ребёнка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний;

2. Научить ребёнка составлять предложения с заданным количеством слов по картинке и без;

3. Научить ребёнка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность;

4. Научить ребёнка слоговому членению слов, выделять слоги из слов, определять ударный слог;

5. Научить ребёнка выделять на слух звук из слова, слога; указывать количество звуков в слове, их последовательность;

6. Научить старших дошкольников пользоваться моделями /схемами/ слов, предложений;

7. Научить ребёнка различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

8. Поставить и автоматизировать неправильно произносимые звуки у детей;

9. Активизировать в речи отработанную лексику;

10. Познакомить с буквами, печатать буквы и простые слова.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, круглые столы, «школа для родителей», оформляются специальные стенды, информационные папки для родителей.

Первое собрание для родителей проводится в конце мая. На нём родителей, совместно с воспитателями, знакомлю со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течении всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня.

Второе собрание проводится в конце сентября. На этом собрании я знакомлю родителей с результатами логопедического обследования, даю подробную характеристику речевого развития ребёнка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На этом собрании я рассказываю о плане работы, её задачах и содержании.

Третье родительское собрание проводится в январе. На нём проводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные

пути дальнейшего коррекционного обучения. На этом собрании я обычно показываю с детьми открытое занятие для родителей. Затем с родителями обсуждаем занятие, рассматриваем успехи и трудности, которые возникли в процессе занятия и на которые следует обратить особое внимание.

Заключительное собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.

На индивидуальные консультации приглашаю тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Знакомлю родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказываю и показываю, какие упражнения надо делать дома, объясняю, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка.

При проведении «круглых столов» для родителей, особое внимание обращаю на трудности, которые возникли в процессе работы с детьми. Часто сами родители не понимают заданий логопеда и помочь своему ребёнку дома не могут (например, фонематический анализ и синтез слова, знакомство родителей с условными и цветовыми обозначениями звуков, слогов и т.д.).

На стендах для родителей помещаются сведения, касающиеся развития речи ребёнка в норме, различных видов речевых нарушений, приводится список рекомендуемой литературы. Информационный материал периодически обновляется.

Совместно с психологом для родителей была проведена «Школа для родителей» по теме «Особенности проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.