Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Шкирина Татьяна Александровна

воспитатель 8 группы

Шкирина Татьяна Александровна

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком даров. Одни дети обладают большим творческим потенциалом, другие – меньшим, но даром этим наделён каждый.

Важно не упустить сензитивный период для развития творческих способностей, так как именно в детстве они закладываются и формируются, дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

Игры на развитие творческого мышления у детей 4-5 лет.

«Ожившие предметы»

Задача игры – научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый предлагает какую-либо ситуацию. Например, дождливый осенний день. Теперь пофантазируйте с малышом, пытаясь охарактеризовать этот день: пасмурный, грустный и т.д. Придумайте настроение дня, его характер, его мысли и поступки.

«Фантастический рассказ»

Вспомните с ребенком знакомую ему сказку. Обсудите сказочных героев и необходимую им атрибутику. Теперь попросите ребенка представить, что у персонажей нет этих атрибутов. Подумайте, какие изменения могут произойти с героями сказок в связи с этим. Таким образом, дети учатся видоизменять сказку, учитывая измененные детали сказки. Эта игра развивает не только мышление, но и связную речь ребенка.

«Мечтатели»

Попробуйте с ребенком помечтать, используя прием «игры» с размером. Например:
«Я бы хотел быть маленьким, чтобы пролезть в норку к мышке и посмотреть, как она живет».
«Я бы хотела стать большой, чтобы увидеть весь город сверху».

Играя в такие возможные варианты, побуждайте детей думать, что из этих желаний может соответствовать значению «хорошо», а что «плохо».

«Путаница-запутаница»

Предложите ребенку вспомнить два сказочных персонажа разного размера – большого и маленького и поменять их местами. Например, кошка малюсенькая, а мышка – великан. Придумайте историю, которая может приключиться с ними. Еще один вариант игры – заменить предмет или героя на противоположный. Репка в сказке выросла не большая-пребольшая, а маленькая-премаленькая. Раз она не огромная, то сюжет с тем, как ее будут вытаскивать, тоже будет другой.

«Новая игрушка»

У каждого дома есть разный бросовый материал – коробки, поломанные игрушки, колеса от машины, пробки и т.д. Не спешите их выбрасывать. Этот материал может послужить источником развития фантазии крохи. Возьмите детали от разного материала и придумайте новую игрушку. Например, на колесики прикрепите мячик с помощью пластилина. Пусть ребенок объяснит, что это за игрушка и как с ней играть.

«Цирк»

Поиграйте с малышом в цирк. Вырежьте круг – это будет арена. На арену выходят артисты показывать свое представление – взрослый берет вырезанные из картона геометрические фигуры. Ребенку предлагается догадаться, кто это и какой номер он будет выполнять. Для этого малыш на ощупь берет пригласительный билет участника (на карточке приклеена фигура из бархатной бумаги или ткани) и называет его. Игра может разворачиваться по любому сценарию. С ее помощью ребенок учится абстрагировать предметы, видеть объект с помощью органов чувств.

«Назад в прошлое»

Предложите ребенку сочинить историю о любом предмете, который он видит или держит в руках – кто были его владельцы, как он попал сюда, что будет с ним через сто лет. Можно использовать несколько предметов. Фантазируйте: «Жил-был… Он мечтал… Он жил… Однажды он пошел… Кого встретил? Кто ему помог?» и т.д.

«Взгляд с разных сторон»

Придумайте любую ситуацию. Например – девочка увидела гнездо. Ее действия могут быть разными – она может быть доброй, злой, любопытной, удивленной и т.д. Или в одной и той же ситуации предложите малышу прочувствовать разные роли. Например, когда муха попала в паутину и пауку. Что чувствует муха? А паук? С помощью этого приема малыш учится чувствовать ситуацию с разных сторон. Примеры могут быть разными:
— Человек сорвал розу. Что он чувствует? Желание поставить ее в вазу и любоваться ею. А что чувствует роза? Может ее забрали от семьи или друзей. Умение ставить себя на другое место развивает у ребенка чувство ответственности и в следующий раз он вряд ли просто так сорвет и выбросит цветок.