Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга

Зарубина Ольга Вячеславовна

воспитатель

Зарубина Ольга Вячеславовна

Беседы с родителями о книге

Основными задачами в работе с речевыми детьми являются:1- контроль за поставленными звуками, 2- развитие моторики, 3- развитие связной речи.

В старшей группе мы уделили особое внимание развитию связной речи у детей с ТНР, через составление описательных загадок и рассказов. В конце года подведя итоги, и увидев, что полученный результат превзошел наши ожидания, было решено продолжить работу над связной речью, т.к данный раздел вызывает особые трудности, как у детей, так и у родителей. Ведь не секрет, что для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада, должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, составлять рассказы и т.д

Для этого на 2 этапе нашей работы было выбрано такое направление, как знакомство детей с творчеством писателей и поэтов, с их литературным творчеством.

Разрабатывая план будущей деятельности, мы составили циклограмму на весь год, выделив в каждом месяце по 2 писателя или поэта для знакомства с их творчеством детей и родителей.

Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательно- речевого развития ребенка. Но при этом не следует забывать и о других задачах формирования личности ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с разными видами детской деятельности, способствующей постижению человеческой личности. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события.

Совместное чтение книг способствует сближению матери и ребенка, что играет важную роль в формирование того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты  определяет жизненный путь поколений, воздействует на развитие и состояние всей цивилизации.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютером, телевизором. Заметно снизился интерес к чтению.

Давно определено, что через чтение художественной литературы возможно решение почти всех речевых задач, которые стоят перед педагогами речевых групп:

  • развитие предметного и глагольного словаря, словаря признаков
  • отработка лексического и грамматического материала
  • развитие монологической и диалогической речи
  • умение пересказывать тексты, разучивать стихи (выразительность речевых оборотов)
  • развитие фантазии, умение обращать свои мысли в слова и т.д


Т.е на сегодняшний день  активное решение проблемы связанной с ознакомлением дошкольника с художественной литературой- очевидна! Чтобы воспитывать грамотного читателя и мыслителя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, поэтому мы и включили в основные задачи проекта- работу с родителями. Понимать роль художественного слова в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при знакомстве и анализе произведений - вот основная задача педагога и родителя! Тогда и все сопутствующие задачи будут успешно решены.

Составление загадок с детьми компенсирующей группы.

«Появление загадок относится к древнейшему периоду проблесков человеческого ума…» Ф.И.Буслаев

Загадки - это народное творчество, они передаются из поколения в поколение, в них заложены народная мудрость и смекалка.

Загадки знакомы нам всем с детства, запоминаются они на всю жизнь, например:
«зимой и летом одним цветом»
«длинное ухо, комочек пуха»

А есть загадки, которые взрослым трудно отгадать. Например:
«не колода и не пень, а лежит целый день»
«что на свете всего быстрее?»

Слово загадка происходит от слова «думать». В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка дети с удовольствием отгадывают и стараются придумать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий. В каждом случае – это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования. Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе, то есть соответствую федеральных государственным требованиям. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются выделять и определять существенные признаки предметов и не могут дифференцировать их качества, поэтому необходимо широко использовать наглядность и реальные предметы, о которых идет речь. Признаки предметов должны быть доступны детскому восприятию. Составление загадок - это совместная деятельность взрослого и ребенка в зоне ближайшего развития. Однако, в случае составления загадок с детьми, у которых диагноз общее недоразвитие речи осложнен задержкой развития нежелательно использование переносного значения слов:
«горячий колодец» - чайник,
«хлопотун Егорка» - веник.

Образовательная деятельность дошкольного учреждения строится с учетом социальных явлений, предметного окружения, сезонных изменений, с которыми необходимо знакомить дошкольников.

Осенью подбирают наглядность, литературу (сказки, рассказы, стихи, загадки), игры об осени по темам:
• «Краски осени»
• «Дары осени»
• Птицы и животные готовятся к зиме

Наблюдая с детьми, педагог беседует и подбирает материал о следующем времени года, о зиме:
• «Зимние забавы»
• «Встреча с Дедом Морозом»
• «Зимующие птицы»

Готовясь к весне, дети вместе с взрослыми высаживают семена в вазоны и учатся ухаживать за ними. Появление росточков вызывает положительные эмоции у детей. Совместная деятельность педагога с детьми обогащает их словарный запас и прививает любовь к природе. Если у ребенка недоразвитие речи, педагоги и родители замечают следующее: он все понимает, выполняет задание, но делает все молча или повторяет за взрослым? Как помочь выразить мысли и впечатления с помощью слов? Помочь малышу пользовать своими знаниями и доступными речевыми формами. Используются следующие виды деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности и пополнения лексического запаса воспитанников с детьми отгадываются и составляются загадки о знакомых предметах.

Для того чтобы отгадывание и составление загадок (описательных рассказов) были интересны и доступны детям проводятся следующие упражнения и дидактические игры с использованием наглядности:
1. «Выбери все круглые (овальные) фрукты» - лимон, персик, яблоко, слива, апельсин.
2. «Найди и выбери плоды с одной (несколькими) косточкой»,
3. «Определи плоды с тонкой (толстой) кожицей»,
4. «Какие плоды кислые (сладкие)?»

Одновременно мы рисуем круги, выполняя задание:
• сколько кругов нарисовать, если на тарелке персик, яблоко, апельсин;
• посчитай косточки: сколько съели персиков, если осталось 5 косточек;
• раскрась круги так, чтобы было два апельсина, одно зеленое яблоко и еще какой-нибудь фрукт.

После выполнения задания приступаем к составлению загадки:
• Этот плод овальный.(Значит – это не яблоко, не персик, не апельсин).
• У этого плода одна косточка и тонкая кожица. (Значит – это не лимон).
• Плод этот, конечно, сладкий. Это слива.

Готова маленькая описательная загадка. Повторили признаки фруктов, такие как:
• форма – круглый, овальный;
• толщина – тонкий, толстый;
• количество косточек – много, мало;
• вкус – кислый, сладкий.


Это простая описательная загадка дает ребенку возможность выделять признаки знакомого фрукта и пользоваться приобретенными знаниями.
Составляя загадки можно пользоваться сравнениями. Детям предлагается подумать какие еще предметы могут обладать схожими свойствами.
Круглыми бывают мяч, солнышко, арбуз. Косточки бывают у тыквы, апельсина, арбуза. Кожица бывает у персика, у груши, у сливы. Сладкими бывают конфеты, варенье, мед.
Вот загадка, составленная детьми о яблоке.
Круглое как солнышко. Сладкое как персик. С тонкой кожицей как слива.
Проще использовать загадки из сборника, но как приятно, когда дети составляют их вместе с помощью взрослых.
Алгоритм составления загадок о фруктах и овощах включает в себя определение формы, вкуса, цвета, что внутри, чем покрыты снаружи.

Составлению загадки об овоще поможет предварительная работа.

Выбери овощи:

• овальные;
• которые растут на грядке(в земле);
• у которых внутри семена (нет внутри семян);
• зеленого (красные, оранжевого) цвета.

Одновременно можно проводить игру малой подвижности «В земле и на грядке».
Овощ растет в земле – присесть;
овощ растет на грядке – поднять руки вверх.
Из семян тыквы и подсолнечника можно сделать поделки. Изображение овоща можно сделать на картоне в виде пластилиновой картинки.

Готовимся к составлению загадки:

  • • круглый овощ;
  • • растет на грядке;
  • • нет семян внутри;
  • • светло- зеленого цвета.
  • (Капуста)

Алгоритм составления загадки об овощах включает такие признаки:

• форма;
• цвет;
• где произрастает;
• что внутри.

Составляя загадку можно пользоваться сопоставлением. Перед этим сложным заданием проведем игру «Сравни» или «Похожи – не похожи».
С помощью наглядности сравним тыкву и капусту. Похожи: круглые, растут на грядке. Не похожи: по цвету и наличию семян внутри.
Сравним капусту и лук. Похожи: нет семян внутри, растут на грядке. Не похожи: по цвету и размеру.
Сравним капусту и горох. Похожи: светло-зеленого цвета, растут на грядке. Не похожи: по размеру и форме.

Составляем загадку.
Растет на грядке, но не помидор. Круглая, но не тыква. Нет семян внутри, но не лук. Свело – зеленого цвета, но не горох.
(Капуста)
Детские любимые загадки из сборника:
«Кто любит щи, меня в них ищи»,
«Сто одежек и все без застежек», они менее информативны. Совместная деятельность взрослого и ребенка по составлению загадок дает возможность расширить словарный запас детей, развивает их память и мышление.

В холодное время года делаем кормушки для зимующих птиц и наблюдаем за их повадками.
С вороной и воробьем познакомить не составляет труда – этих птиц можно наблюдать и летом, и зимой. Зимовать в город из леса прилетает синица, а с севера в среднюю полосу прилетает снегирь. Перед составлением описательного рассказа и загадки проводим дидактические игры: «Накорми птиц», «Узнай по голосу», «Сравни птиц»
Сравни ворону и воробья. Похожи: зимующие, полезные птицы (ворона уничтожает отходы, а воробей – насекомых). Не похожи: ворона – крупная птица, серая с черным хвостом и черными крыльями;
воробей – маленькая птичка, коричневый с серой грудкой.
Сравни синицу и снегиря. Похожи: зимующие, маленькие, есть черная шапочка на голове. Не похожи: синица любит несоленое сало, у нее желтая грудка и черный галстук; снегирь выклевывает семечки из ягод рыбины, у него красная грудка.
А теперь, составим загадку.

Птичка:
• маленькая;
• в черной шапочке;
• прилетает к нам зимовать;
• любит несоленое сало (Синица)

Знакомя дошкольников с животным миром средней полосы, всегда отмечаем, что дикие животные сами готовятся к зимовке. Медведь, белка, еж, барсук, лиса – у каждого из этих животных есть свои особенности. Уточняем знания детей с помощью дидактических игр: «Кто где зимует?», «Кто как передвигается?», «Узнай по описанию»

При составлении загадок, дети и еще раз повторим существенные признаки:

• Лазает по деревьям.
• В сильный мороз будет спать в тепле.
• Хвост служит рулем и парашютом.
(Белка)
• Короткий хвост как у зайца.
• Всю зиму спит как медведь.
• Ест мышей и лягушек как еж.
• Живет в норе как лиса.

(Барсук)
Разнообразие упражнений и дидактических игр помогает обогащать словарь, активизировать речь, расширять познания об окружающем мире в доступной для дошкольников деятельности. Дети не просто накапливают сведения, они пользуются своими знаниями, что очень важно для речемыслительной деятельности. Дошкольники не владеют достаточным опытом восприятия, с помощью загадок педагоги и родители обращают их внимание на существенные, выразительные признаки предметов и явлений. Отгадывая загадки, дети тренируют мыслительные операции, память, внимание, что дает толчок развитию познавательных процессов.

 

Формирование описательной речи у дошкольников

Одним из главных показателей владения родным языком является умение логически последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Ребенок должен уметь рассказывать – не просто называть предметы, но описывать их, выделяя их существенные свойства и качества, передавать последовательность событий и их взаимосвязь.

Хорошо развитая речь позволяет детям полноценно общаться – понятно выражать свои мысли и переживания, договариваться со сверстниками об игре, объяснять собственную позицию, задавать вопросы взрослым об интересующих их предметах и явлениях.

Успешность обучения в школе также во многом зависит от уровня речевого развития. Различные учебные действия - восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение задать вопрос и дать развернутый ответ, рассуждать на какую-либо тему и др. – требуют владения различными видами монолога.  

Развитие связной монологической речи является основной задачей обучения дошкольников родному языку.

Описывая состояние речи детей с её общим недоразвитием, исследователи отмечают значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Связные высказывания обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, пересказе текста, описании предмета или явления. Часто они не могут определить замысел и выстроить сюжетную линию в рассказе, выделить главное и второстепенное, пропускают значимые эпизоды, делают длительные паузы между частями. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Таким образом, при построении связных высказываний у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания высказывания и самостоятельный отбор языкового его оформления.

Известно, что мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью внешних средств, и привлечение наглядности значительно ускоряет процесс понимания и запоминания. Схемы, таблицы, наборы сюжетных и предметных картин позволяют облегчить, систематизировать и направить процесс усвоения нового материала. 

Исходя из этого, в качестве вспомогательного средства при формировании монологической речи целесообразно использовать наглядное моделирование. Как писал Л.С.Выготский, «для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном». Создать такую программу позволяет картинно-графический план. В нем отображаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга – т.е. моделируется план высказывания.

Картинно-графический план упоминается во многих работах, посвященных развитию связной речи. Л.Н.Ефименкова называет его схемой составления рассказа, В.П.Глухов – блоками-квадратами. У Т.А.Ткаченко это предметно-схематичные модели, у В.К.Воробьевой – сенсорно-графические схемы. Его применяют как при формировании навыков пересказа, так и при обучении составлению описательных и повествовательных рассказов.

Остановимся подробнее на использовании картинно-графического плана в работе по формированию описательной речи. 

 Описание представляет собой функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки и характерные свойства предмета. В отличие от повествования, в описательном рассказе отсутствует динамика, эмоционально-экспрессивная оценка. Для него характерна «перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений». [Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.]

Различают два вида описательных рассказов: объяснение и сравнение.

В.К.Воробьева и Т.А.Ткаченко отмечают, что описания более трудны для детей с ОНР, нежели повествовательные рассказы. «Сложность обучения описанию, - пишет В.К.Воробьева, - обусловле­на тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необхо­дима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Дети затрудняются

  • самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета
  • установить последовательность их изложения
  • удержать у памяти данную последовательность

Кроме того, описательный рассказ имеет параллельную организацию: мысль каждого нового предложения подчиняется только общей теме, а не следует из мысли предыдущего предложения, как при повествовании. Отсюда отсутствие строгой программы: порядок описания и вычленения признаков можно изменить, и структура рассказа не изменится, смысловых «дыр» не возникнет.

Использование в коррекции наглядных опорных схем значительно облегчают детям с ОНР овладение описательной речью. Наглядность позволяет построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным.

 

В.К.Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части:

1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета

2. Объединяет корпус выделенных признаков.

3. Представляет изображение самого предмета.

Соответственно целям и задачам обучения объем первой и второй части может сужаться или расширяться. Как создается текст?

Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.

Символ «ГЛАЗ» - определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.

Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает?)

Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т.п.)

Через символ «РОТ» - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)

Логические признаки обозначает вопрос (?), символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»

Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).

В качестве примера приведу алгоритм составления рассказа о пирамидке.

Глаз: Пирамидка большая, треугольная. Пирамидка состоит из семи колец, палочки для колец и макушки. Кольца у пирамидки красные, желтые, синие, зеленые, макушка пирамидки зеленая.

Рука: Пирамидка твердая и гладкая. Пирамидка сделана из дерева.

Логические признаки: Пирамидка – это детская игрушка. Её можно собирать и разбирать.

На основе сенсорно-графической схемы В.К,Воробьевой Т.А.Ткаченко разработала схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, изучаемым в детском саду, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда» и т.д. В ее схемах представлены символы-заместители различных свойств изучаемого объекта:

  • принадлежность к родовому понятию
  • среда обитания или роста (для растений и животных)
  • размер
  • цвет
  • форма
  • строение тела или составные части
  • качество поверхности
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов)
  • способ применения или польза, которую он приносит

Эти схемы мы активно используем при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.

Составление рассказа по картинно-графическому плану предполагает подготовительную работу. Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На воспитательских занятиях по развитию речи они учатся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т.д. Например, при подготовке к составлению описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т.д.

В подготовительную работу входит и развитие умения дешифровки модели (схемы описательного рассказа). Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому рассказыванию всегда предшествует подробный разбор схемы. Если используем схему В.К.Воробьевой, то предлагаем детям выбрать фишки/символы, обозначающие цвет, величину, фактуру и т.д. предмета описания. Так, при описании чайника в наборе цветовых квадратов дети находят тот, что соответствует цвету изучаемого объекта; для описания фактуры среди разного материала выбирается стальная пластинка, для описания формы – нужная геометрическая фигура и т.д. Так мы заполняем графу признаков.

В обучении детей с ОНР описательной речи важна поэтапность. По мере приобретения навыка мера помощи, представляемая педагогом, убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия ребенка.

В начале работы мы используем готовую схему (от детей требуется наполнить ее языковым содержанием), и составляем рассказ «по цепочке» – т.е., в описании принимает участие вся группа, и каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа. В конце сильный ученик повторяет рассказ целиком. Преимущество коллективного рассказывания состоит в том, что в работе активно участвуют все дети, и в процессе совместной деятельности получают представление о том, что значит – придумывать рассказ. Недостаток – в том, что речевая активность детей ограничена, они подбирают слова, придумывают фразы, но мало упражняются в составлении текста.

С детьми, которые испытывают сложности в запоминании плана высказывания, проводим игру «Расскажем вместе». Она проводится по принципу параллельного описания предметов из одной группы: логопед и ребенок составляют рассказ по частям, называя одни и те же признаки.

Например, описание яблока можно провести следующим образом:

Логопед: Это яблоко.

Ребенок: У меня тоже яблоко.

Логопед: Мое яблоко красно-желтое.

Ребенок: Мое яблоко зеленое.

Логопед: Мое яблоко большое.

Ребенок: Моё яблоко тоже большое и т.д.

 

Затем коллективное составление рассказа превращается в самостоятельное. И. используя готовую схему, дети

  • рассказывают о разных предметах из одной тематической группы (Например, игра «Какой фрукт ты любишь?»)
  • составляют рассказ в обратном порядке (игра «Шагаем назад»). После составления «прямого» рассказа ребенку дается инструкция: «Расскажи о яблоке, но пройди схему с конца». Эта игра помогает детям понять особенности структуры описательного рассказа, наглядно показывая, что от изменения порядка описания, план рассказа не ломается
  • составляют загадки-описания (игры «Реклама», «Любимая ягода», «Покупаем посуду», «Телевизор» и т.п.). Например, в игре «Реклама» одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его.
  • отгадывают загадки при помощи самостоятельно составленных вопросов (игра «Что я загадал?»)

 

Следующий этап обучения – самостоятельное составление схемы рассказа детьми.

Как показывает практика, по мере того, как навык описания совершенствуется, дети начинают терять интерес к составлению рассказов. С другой стороны, отказ от схемы немедленно приводит к затруднениям: целиком удержать в памяти план из шести-семи пунктов наши воспитанники не могут. Таким образом, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные детьми – проводим на занятии игры «Собери круг» и «Солнышко».

В игре «Собери круг» детям предлагается выбрать сектора, на которых изображены элементы рассказа, сложить их в круг и составить рассказ. Число секторов варьируется в зависимости от желания педагога и уровня подготовки детей. Аналогично проводится игра «Солнышко»: дети подбирают к солнечному кругу – центру рассказа – «лучи» с символами и пиктограммами, которые помогут рассказать о том или ином предмете. При этом детям предоставляется самостоятельность в выборе элементов рассказа и последовательности, в которой будет проходить описание.

 

 Эффективными приемами для усвоения навыков самостоятельного описания являются описание предмета по выполненному рисунку и рассказ от первого лица.

Описание предмета по выполненному рисунку обычно проводят воспитатели на занятиях по развитию речи или в речевой час для закрепления материала логопедических занятий. Выполнив рисунок какого-либо предмета, дети по очереди рассказывают о нем, опираясь на уже знакомую схему. Рисунки выполняются цветными

выполняются цветными карандашами или фломастерами – для закрепления цветовых зрительных представлений.

Рассказ от первого лица (игра «Я – герой») позволяет ввести в описательный рассказ элементы повествования, вносит динамику. Дети превращаются в обитателей леса, птиц, разные деревья, виды транспорта и рассказывают слушателям о себе.

Например, рассказ «Животные жарких стран».

Здравствуйте, ребята! Я – маленький жираф. Я живу в далекой Африке. Я такой высокий, что могу заглянуть в окно третьего этажа. Моя шкура оранжевая с коричневыми пятнами. Я длинношеий, длинноногий и короткохвостый. Я люблю есть листья, почки и ветки деревьев. Я не домашнее животное и не приношу людям пользу, но я очень красивый и добрый.

Такие рассказы мы составляем на итоговых занятиях по теме, когда дети уже хорошо знакомы со схемой и без труда воспроизводят ее по памяти; т.е. описываем предметы без наглядной опоры.

 

Сравнительно-описательные рассказы неизменно вызывают у детей с ОНР затруднения. Даже научившись определять существенные свойства и качества предмета, дети не всегда могут выделить основания для сравнения, называя различия, забывают о сходствах и наоборот. Прежде чем приступать к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения:

  • «Подскажи слово»: ребенок дополняет предложение педагога, называя нужный признак («Яблоко круглое, а слива…»)
  • «Найди отличия»: в игре мы последовательно выделяем ряд признаков, отличающих между собой предметы одной тематической группы: лиса и волк, чашка и кружка и т.п.
  • «Скажи наоборот»: дети упражняются в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с пространственными характеристиками (дорога широкая, а тропинка узкая, мальчик низкий, а папа высокий)
  • «Два предмета»: детям предлагается ответить на вопрос о двух предметах одним предложением. Например, «Каковы по величине яблоко и арбуз? - Арбуз большой, а яблоко маленькое»

 

Наглядное моделирование мы применяем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР в течение многих лет, и этот метод неизменно подтверждает свою эффективность. У детей повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.

Представленные приемы работы могут быть также использованы в работе с детьми, не имеющими недостатков речи. Они помогут создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к совместной деятельности и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи дошкольников.