Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга

Воробей Олеся Николаевна

воспитатель группы раннего возраста (2-3 года)

Воробей Олеся Николаевна

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия ребенка,  формирование представлений о внешних свойствах какого-либо предмета, о его величине, запахе, вкусе, цвете, форме и положении в пространстве. Ранний возраст является самым благоприятным для совершения знаний и представления о мире. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и величиной (большой, маленький). Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, при которых  для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или нет. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно, поэтому детям предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз.

Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить в плотную (например между объемными предметами).

В непосредственно образовательной деятельности игры с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 года жизни, поэтому обучая детей необходимо добиваться, чтобы ребенок понял, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов.

В игре происходит максимальное усвоение информации ребенком. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.

Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.