Штерн Надежда Константиновна
учитель-логопед, группа 1
Домашние задания
- Прочитав малышу стихотворение, объясните значение непонятных слов (словарная работа). Если есть возможность, при объяснении используйте иллюстрации, картинки.
- Затем выясните, правильно ли ребенок понял смысл стихотворения (беседа по содержанию).
- При заучивании следует обращать внимание на соблюдении ребенком норм литературного произношения.
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».
Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.
Существуют специальные упражнения, способствующие развитию захвата щепотью:
- Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
- Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
- Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!).
Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.
Предлагаем вам еще один простой, но эффективный метод, который поможет вам в этом деле:
- Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
- Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.
- Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
- Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.
Немного тренировки и терпения, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками. Скороговорка поможет правильно и красиво говорить.
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Скороговорки - своеобразный тренажёр речи, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.
Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
- Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
- Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
- Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
- Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Существуют целые подборки скороговорок, направленных на отработку определенных звуков.
Скороговорки на автоматизацию звуков [П] - [Б], [Т] - [Д]
Сказал Степан: «Пан или пропал». Пан пал, Степан пропал.
- - Расскажите про покупки!
- - Про какие про покупки?
- - Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Скороговорки на автоматизацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']
- Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
- Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.
- Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.
- Скороговорк на автоматизацию звуков [Ш] - [Ж]
- Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.
- У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?
- По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!
- Скороговорки на автоматизацию звуков [Ч] - [Щ]
- Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.
- Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.
- Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.
- Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.
- Стул около стола, стол около стула.
- Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
- Петя был мал и мяту мял.
- Увидала мать – не велела мять.
Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.
- Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
- Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
- Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.