Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга

Семковская Наталья Васильевна

учитель-логопед, группа 7

Семковская Наталья Васильевна

 

10 простых советов логопеда родителям.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Советы логопеда, как правильно организовать занятия с ребёнком. Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось. Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка. Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша: развитие связной речи, грамматического строя речи, правильного звукопроизношения. Уважаемые родители, вы начали заниматься со специалистом или решили самостоятельно проводить домашние занятия по развитию речи. Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка: Специалист — Ребёнок — Родитель Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно. Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком: Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься. Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной. Длительность домашнего речевого занятия. Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Со школьником можно заниматься от 30 до 45. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали. Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.

Как помочь ребенку научиться правильно произносить звуки

Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в течение длительного времени. Хотя некоторые дети уже в 3 года правильно произносят все звуки, у большинства детей формирование правильного звукопроизношения заканчивается к 5 – 5,5 годам.

Первыми появляются гласные звуки и простые по артикуляции согласные звуки.

К 4 годам, когда у ребенка уже достаточно созревают лобные отделы головного мозга, начинают появляться более сложные для произнесения свистящие звуки (С, З, Ц). К 4 - 4.5 годам появляется звук Л. В раннем возрасте ребенок смягчает многие твердые согласные. К 4 годам это явление постепенно исчезает, и речь становится более четкой.

В 5 лет у ребенка появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Щ). Примерно в это же время или чуть позже появляются звуки Р и РЬ.

У некоторых детей в силу разных причин формирование правильного звукопроизношения запаздывает. В этом случае необходимо проконсультироваться у логопеда, чтобы выяснить, чем вызвана задержка речи и нет ли других нарушений. Нельзя пытаться самостоятельно вызвать звуки у ребенка (Скажи: «ррр-ак»). Этим можно закрепить неправильное звукопроизношение.

Одной из частых причин нарушения звукопроизношения является недостаточная тренированность мышц языка, губ и щек. Иногда достаточно устранить эту проблему, чтобы звуки появились в речи ребенка.

Существует комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Однако чтобы упражнения принесли пользу, выполнять их надо правильно и регулярно. Желательно заниматься ежедневно, обязательно перед зеркалом, т.к. ребенок плохо ощущает положения языка и губ и не может осознанно контролировать свои движения без зрительной опоры. Достаточно 5-7 минутных занятий. Конечно, рядом должен находиться взрослый, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Следите, чтобы при выполнении упражнений работали только язык и губы. Добивайтесь максимальной амплитуды движения. Следите, чтобы ребенок не подпирал руками подбородок, во время занятий руки лежат на столе. Количество упражнений увеличивайте постепенно. За одно занятие разучивайте не более 2-3 новых упражнений. Если видите, что ребенок устал и ему трудно продолжать, сделайте паузу на 1-2 минуты.

Перед тем, как начать заниматься с ребенком, внимательно прочитайте описание упражнений и попытайтесь выполнить их сами. Не расстраивайтесь, если какие-то упражнения у вас не получатся. Как показывает опыт, через одну-две недели проблемы исчезнут. Если у вас возникли вопросы или сомнения в правильности выполнения упражнений, проконсультируйтесь у логопеда. Если в течение нескольких месяцев регулярных занятий с ребенком вы не видите ощутимых результатов, также обратитесь к логопеду. Возможно, вы делаете что-то неверно, или у ребенка более серьезное нарушение.