Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга

Горявина Инна Александровна

воспитатель

Горявина Инна Александровна

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский 

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

Что дает развитие мелкой моторики детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.
  • Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома.
  • Чем раньше мы начнем развивать мелкую моторику пальцев рук , тем полноценнее будет развитие ребенка.

 

Некоторые советы по развитию моторики рук:

  1. Пальчиковые игры с пластилином. Пробуждая у детей интерес к лепке из пластилина, глины, теста, следует побуждать их  создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. В процессе работы с пластическими материалами дети овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубление, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая разнообразные фигурки. Все это развивает мелкую моторику рук ребенка.
  2. Игры с бумагой. Такими играми можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими  ручками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест! А вместе со взрослым можно делать рваную  аппликацию, складывание бумаги, скатывание  бумаги в шарик и оформление открыток и картинок.
  3. Рисование на бумаге пальчиками, ладошками. Ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества. Учим детей самыми простыми способами получение изображений, делая отпечатки краской на бумаге пальчиками, ладошкой или печатками.
  4. Показ сказок пальчиками. Ребенок получает массу удовольствия, развивает воображение. Способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
  5. Игры с крупой очень нравятся детям, они с огромным удовольствием играют, запоминают слова и развивают мелкую моторику:

 

ИГРА  С  ГОРОШКОМ

Я крупу перебираю,
Дома я одна скучала,
Мамочке помочь хочу.
Горсть горошинок достала.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречи отличу. 
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу
Покрути  и  покатай,  И другому передай.

 

Желательно делать ежедневно какие-либо упражнения:

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • сжимать и разжимать кулачки;
  • делать мягкие кулачки и крепкие;
  • двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить по столу»;
  • показывать отдельно только один палец, затем два, далее три, четыре, пять;
  • показывать отдельно только один большой палец;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальчики в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
  • наматывать тонкую веревочку в цветной обмотке на катушку;
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать  крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик».


Сжать пальцы в кулак, затем отгибать их со словами:

- Этот пальчик хочет спать,
- Этот пальчик – прыг в кровать,
- Этот пальчик прикорнул,
- Этот пальчик уж заснул.
- Этот пальчик крепко спит.
- Встали пальчики – «Ура!
- В детский сад идти пора!»

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 4-5 лет.

1. «Шишки на тарелке» Предложите ребенку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет» Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. Д.. Рисование ладонями является одним из любимых детьми.Поиск образов на основе контура ладони – невероятно увлекательное, полное неожиданностей занятие. Уроки по превращению ладошки в вертолет, куропатку, пингвина, сову, лебедя и прочих забавных персонажей станут настоящим открытием и дадут толчок развитию образного мышления и фантазии. 

 

3.«Волшебный узор» Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определенном порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

ТЕМА: «ЗИМА»

Родителям рекомендуется:

  • - побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
  • вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь);
  • вспомнить, как зимуют звери в лесу (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.);
  • побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
  • если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее, рассказать какими игрушками украшают новогоднюю елку; - во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными.
  • побеседовать о зимних забавах детей (катание на санках, лыжах, игра в снежки).