Детский сад №49 Калининского района Санкт-Петербурга

Масалёва Ирина Альбертовна

воспитатель

Масалёва Ирина Альбертовна

Рекомендации родителям по лексическим темам

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какие  дикие животные живут в наших лесах;
  • вспомнить их названия, внешние повадки, признаки, детенышей,


чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

  • рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных;
  • вспомнить загадки о зверях наших лесов;
  • вспомнить русские народные сказки  про зверей.


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку (по возможности живых) домашних животных – кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
  • обсудить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога;
  • поговорить о том, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;
  • прочитать стихи и рассказы о домашних животных;
  • рассмотреть иллюстрации в книгах или журналах;
  • вспомнить названия домашних животных и их детенышей.


ТЕМА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;
  • рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии,  в газетах, журналах, книгах;
  • провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;
  • познакомить  ребенка с некоторыми видами военной техники;
  • нарисовать любую военную технику по выбору;
  • ВЫРЕЗАТЬ  КАРТИНКИ  С ИЗОБРАЖЕНИЕМ  ВОЕННОЙ  ТЕХНИКИ  И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ  ВОЕННЫХ  ПРОФЕССИЙ И  ВКЛЕИТЬ  ИХ  В  АЛЬБОМ.


ТЕМА: «ЗИМА»

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, какое  сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
  • вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь);
  • вспомнить, как зимуют звери в лесу (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.);
  • побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
  • если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее, рассказать какими игрушками украшают новогоднюю елку;
  • во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными.
  • побеседовать о зимних забавах детей (катание на санках, лыжах, игра в снежки).

ТЕМА «ИГРУШКИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком несколько игрушек;
  • определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая);
  • отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);
  • провести с ребенком  беседу о бережном отношении к игрушкам;
  • в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.


ТЕМА :  «МЕБЕЛЬ»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • рассмотреть вместе с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;
  • назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она  изготовлена;
  • объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;
  • рассмотреть мебель в иллюстрациях  журналов, книг;
  • попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, кровать, платяной шкаф, диван); для чего нужны разные столы (обеденный, письменный, кухонный); чем отличается стул от табуретки, от кресла;
  • сходить с ребенком на экскурсию в ближайший мебельный магазин.



ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»
  
Родителям рекомендуется поговорить с ребенком о семье: получить ответы на вопросы

с кем ты живешь?

  • сколько человек в твоей семье?
  • назови всех членов твоей семьи.
  • кто самый младший, кто самый старший?
  • предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, место работы  и профессию родителей;
  • предложить ребенку посмотреть семейный альбом, вспомнить родственников, изображенных на фото.


Дидактическая игра «Подбери признаки»

  • Мама (какая?)  -  добрая, ласковая, нежная …
  • Папа (какой?) – сильный, смелый, умный….
  • Бабушка (какая?) – заботливая, добрая, старенькая…
  • Дедушка (какой?) – справедливый, добрый, умелый, веселый…


ТЕМА «НАШ ГОРОД»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку, как  называется наш город, где он живет, в честь кого назван город, чем он знаменит;
  • рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;
  • обратить внимание на главную улицу города, какие на ней построены дома;
  • во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), памятники архитектуры;
  • объяснить ребенку понятие «улица», рассказать , что каждая улица имеет свое название, а каждый дом  - свой номер;
  •  выучить с ребенком свой домашний адрес.
  • Нарисовать картинку «Дома на нашей улице»        

 



ТЕМА «ОВОЩИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, помидор, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, горох, лук, перец;
  • объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
  • обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
  • по возможности рассказать и показать где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет);
  • совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
  • Рассмотреть картинки с изображением овощей.
  • Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

ТЕМА «ОСЕНЬ»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о том, какое сейчас время года наступило;
  • обратить внимание на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
  • объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года;        
  • во время прогулки обратить внимание на то,  как одеты люди  осенью;
  • рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени и обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
  • рассказать,  куда и почему улетают птицы;
  • сходить на прогулку в ближайший парк.
  • Вырезать картинки с изображением осеннего  пейзажа и вклеить их в альбом. Нарисовать дерево ранней и поздней осенью. (Чем они отличаются?)



ТЕМА: «ПОСУДА»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком посуду: кухонную, чайную, столовую;
  • показать, где хранится дома посуда ( в шкафу, в буфете, в серванте, в столе);
  • рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
  • сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие), обратив внимание на то, что посуда может биться;
  • в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.



ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о различных профессиях: младший возраст – знакомые профессии – врач, повар, продавец, воспитатель, шофер; старший возраст – строитель, летчик, машинист поезда, космонавт, учитель, комбайнер, почтальон и др.;
  • объяснить ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы;
  • вырезать и наклеить в альбом  картинки  с изображением различного вида труда.
  • понаблюдать за работой продавца в магазине, врача на приеме,  водителя в автобусе, сходить с ребенком на почту, ближайшую стройку;
  • рассказать ребенку о том, где работают мама и папа, что они делают на работе.


 

Памятка для родителей.

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте ребенка с утра, не дёргайте по пустякам, не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача.
  3. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
  4. Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь. Не откладывайте на потом, это не займет много времени.
  5. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он сам вам все расскажет.
  6. Выслушав замечания воспитателя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с воспитателем происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.
  7. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны дела и заботы ребенка.
  8. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
  9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на плохое самочувствие, головную боль, усталость.
  10. Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.